Я достаточно близко была знакома с Цилей Абрамовной по совместной работе с далекого 1956 г. вплоть до 1994 г.

А практически ежегодно вспоминаю ее и говорю о ней при следующих обстоятельствах.

По памятным датам Великой Отечественной войны я провожу лекцию — беседу среди учащихся, студентов, ветеранов на тему «Роль метеорологов в Отечественной войне». Рассказав о важности, значимости этой профессии, казалось бы, очень мирной и такой необходимой в условиях военного времени, перехожу к подготовке этих специалистов.

Московский гидрометеорологический институт – единственный в стране в первые дни войны стал называться – Высший Военный гидрометеорологический институт Красной Армии. В октябре 1941 г., чтобы продолжать подготовку метеорологов, был эвакуирован в Таджикистан в г. Ленинабад, где по ускоренной программе стали готовить военных метеорологов, которые направлялись в действующую армию.

В этот же город была эвакуирована семья Ц.А. Кантер, где она оканчивает 10-ый класс и в 1942 г. 16-летней девочкой поступает в этот институт.

Из воспоминаний Цили Абрамовны: «Институт был настоящей воинской частью, студенты-слушатели носили военную форму, находились на казарменном положении, соблюдалась военная дисциплина. Кроме специальных предметов, изучали военное дело, устав, устройство оружия, стрельбу стоя и лежа, ходили строем».

Показываю фотографии Цили Абрамовны – юной девочки в солдатской форме — 1943 года и старшекурсницы — 1946 года и, хотя война уже кончилась, на кителе – погоны, студенты были демобилизованы только в конце 1946 года.

Вот такую боевую метеорологическую школу прошла Циля Абрамовна, впоследствии очень грамотный, думающий специалист – практик в Саратовском бюро погоды, а с 1963 года – ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры метеорологии и климатологии Саратовского университета, интересно и увлеченно читающий разные лекционные курсы по метеорологии.

Доцент кафедры метеорологии и климатологии, к.г.н. Лапина С.Н.

12 марта 2016 года